Категории

Сережа мягких

SEREBRO - СЛОМАНА утка

сергей мягкий

(1962 - 1981)

Впервые с творчеством Сергея Мягких я познакомилась, когда мне было лет 13-14, это была его первая посмертная выставка. Уже больше тридцати лет прошло, а впечатление от этой выставки я помню до сих пор, помню некоторые строчки из его рассказов и писем, и думаю о том, как много он мог бы успеть сделать, ведь он был старше меня всего на несколько лет...

К сожалению, очень мало его работ размещено в Интернете и сложно найти фотографии в качественном воспроизведении.  В Ставрополе проводилось несколько выставок этого художника, но я думаю, что в Ставропольском музее изобразительных искусств давно пора создать постоянную экспозицию, ведь в свои неполные двадцать лет он успел очень многое сделать...

Я хочу привести некоторые отрывки из статьи, посвященной 50-летию со дня рождения. Автор Ирина Лежава.

Прошло 30 лет со дня смерти от тяжелой болезни юного художника, но он жив в памяти друзей и коллег, его помнят в художественном училище, а музейщики бережно хранят его работы, фотографии и документы. Исследователи давно заметили как много общего у С. Мягких и его кумира Ван Гога. Трагическая судьба голландского импрессиониста, его напряженная, экспрессивная манера письма, цветовые контрасты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, знаменитая серия картин с изображением подсолнухов буквально гипнотизировали ставропольского художника. Близки ему были и духовные метания, Ван-Гога, нервные перегрузки, несчастная любовь, мечта создать коммуну художников. Безусловно, привлекала и его экстравагантность: Ван Гог любил работать ночью на пленэре, прикрепляя к шляпе свечу. Знатоки живописи так объясняют надвременную связь между столь разными, на первый взгляд, мастерами: «Судьба голландского живописца, его многостраничные исповеди, накал нравственно-этических вопросов привлекали юного художника из Ставрополя. Знакомство с творчеством Ван Гога произвело сильное впечатление и дало толчок духовному развитию».
В связи с этим, привлекает внимание копия ван-гоговского «Автопортрета с перевязанным ухом и трубкой», сделанная С.Мягких, почти неотличимая от оригинала.   Удивительно, но молодой художник успел отразить свой  неповторимый мир и в графике. Его серия работ «Учитель и ученик» имеет и другое название - «Из иллюстраций к пароксизмам». Вообще «пароксизм»  - это «приступ, припадок болезни или сильной страсти». Его графические  композиции «Учитель и ученик дома у умершей девочки-художницы», «Учитель и ученик в гостях у Матисса», «Беседа», «Путешествие во времени» и др. словно созданы на одном дыхании и являют целостную картину бытия. У образов первой гравюры, кстати, есть реальные прототипы -  любимый учитель Н. Калинский и юная художницы Надя Рушева. Однако и тут сложно искать реальные портреты, поскольку по замыслу автора, ученик – это юный философ с чистым сердцем, постигающий секреты мастерства через творчество ушедших из жизни мастеров.  
Сергея Мягких запомнили не только замечательного художника, но как человека светлого, весёлого, мягкого, и немного чудаковатого. «…Ах как хочется мне всем людям что-то доброе сделать. И долг это мой, и совесть. И дело мое!» – написал в одном из писем. Может быть, поэтому к нему так подошло ласковое прозвище друзей -  «Мяги». В их  памяти он остался многогранным талантом, которому доступны были и разножанровая графика, и живопись, и оригинальные литературные опыты  - биографическая хроника и философские заметки.  «…Заматываюсь с училищем очень. Прихожу туда в семь, ухожу в восемь вечера. А между тем, хоть сильно я и устаю, все-таки счастлив…»
Он имел талант наслаждаться красотой окружающего мира: «Красотища – эта весна на Ставрополье, обалдеть можно. Небо какое-то необыкновенное, смотреть левым глазом – оно синее, смотреть правым глазом – оно шахназарское, а посмотреть двумя глазами – ух, бог ты мой, красота-а!»

Источник: https://www.livemaster.ru/topic/643155-korotkij-put-hudozhnika-sergeya-myagkih

ХУДОЖНИКИ СТАВРОПОЛЬЯ


«Ты написал Мягкиху?»
Рисунок из письма
25 июля 1980 г.
А.Колбасникову
из Ставрополя в Алма-Ату.
Шариковая ручка.
41,7х29,8 см.

Для любого художника, классического направления, графика – словно коридор мышления, по которому он пробирается к пониманию общей картины своего восприятия мира. Пошаговая стратегия изучения возможностей, не всегда прямолинейно направленная, но всегда приводящая к блестящему результату. Упражнения ума, руки, сердца, – но если исключить из перечисленного хотя бы одну позицию, картина будет неполной и несовершенной. А еще важна интуиция – способность улавливать истинный путь вне знания, прибегая к помощи лишь воображения. Божественное откровение – вот как это называется иначе. Пятна и линии, формирующие рисунок, определяются в значениях еще до начала работы, предыдущим опытом наблюдений. И результатом такой внутренней работы, энергии даже, являлся графический образ, внутри которого уже живут – композиция, напряжение, характер, т.е. то, что мы называем формой. Она же и приводит все содержание в движение. А рисунок – это всегда магия появления мысли, чувства, эмоции, в самой чистом выражении, еще не испорченных рассуждениями и спорами. Первая встреча с образом своего представления о чем-либо, будь то пейзаж за окном или мысли о вечном. Уже на первом этапе возникновения рисунка художник устанавливает ритм, определяет отношения предметов между собой, и мы начинаем слышать их тихий “разговор” друг с другом, чувствовать взаимовлияние. Можно сравнить графику с обнаженной женщиной, чья нагота тем прекрасней, чем совершенней и точней линии и формы. Живопись одевает рисунок в цвета и костюмы, но трудно, а подчас невозможно, скрыть изьяны графической основы, композиции, пропорций. Линия, как один из основных элементов графики способна передать множество состояний, она может быть упругой, динамичной, экспрессивной, смелой, застенчивой, она всегда обладает характером. Художник управляет этим характером, воспитывает его, показывает или скрывает. Рисунки Сережи Мягких прочитываются как книги, язык которых мы знаем, понимаем и любим. На этом языке общались Шагал и Митурич, Ван-Гог и Пикассо, Попков и Гоген. Сережа иногда говорит их словами и фразами, повторяет мотивы, изучает стили, смешивает их, выбирает понравившийся метод, развивает его по-своему, отшлифовывает и двигается дальше. Процесс этот настолько волшебен, он завораживает невероятно. Рисунки Мягких дают нам возможность проникнуть в чарующий мир возникновения новых реальностей. Мы видим алхимию преображения. Процесс рождения нового языка.
В этом смысле несказанно интересно наблюдать в графических листах Сергея удивительную способность уважать любую деталь, исследовать ее, “пробовать на вкус”, слышать звучание, сопоставлять и сталкивать части, соединяя их в немыслимое целое. Выражение глаз, поворот головы, жесты рук, положение пальцев – все это изучается и складывается в общую копилку знаний, а если ошибаться – то пробовать снова и снова. Графика всегда требует количества. Это непременное условие. Постепенно в его рисунках возникает пространство дружб, влюбленностей, привязанностей, обид, прощений и всего того, что составляет содержание жизни человека. Такое пространство не измеряется перспективой и не исчерпывается соотношениями величин. Оно отражает глубину чувства художника. И наступает момент, когда мы забываем, что рисунок состоит из линий и пятен, мы видим, как на обычном листе ватмана или в школьной тетради возникает мир, созданный по велению сердца, словно вселенная, где мы, зрители, приглашены к участию в продолжении ее создания. Художник лишь обозначил направление, а дальше мы сами. Наше воображение, любопытство, сопереживание способны творить чудеса.


Серия “Самолеты и аэропорты, а в них люди”
1980 г.
Бум., тушь, перо. 31х29 см.


«Семейное фото».
Рисунок из письма 28 июля 1980 г.
А.Колбасникову из Ставрополя в Алма-Ату.
Шариковая ручка. 41,7х29,8 см.


«Семейное фото»
Рисунок из письма
28 июля 1980 г.
А.Колбасникову
из Ставрополя в Алма-Ату.
Бумага, авторучка, чернила.
26,6х44,5 см.


Рисунок на титульной странице
рукописного сборника
«Пабло Пикассо. Десять стихотворений».

Последняя декада декабря 1980 г.
Фрагмент.
Бумага, тушь, перо.


День рождения
1980 г.
Бум., тушь, перо. 29,2х30,5 см.


<Автопортрет>
Рисунок на 5 стр. «Белой книги» (II).
16 декабря 1979 г.
Чернила, авторучка.
20,4х16,7 см.


Рисунок. 1980


<Автопортрет>
Рисунок на 25 стр. «Белой книги» (II).
23 января 1980 г. Ленинград.
Чернила, авторучка.
20,4х16,7 см.


Иллюстрация из рукописного сборника
«Пабло Пикассо. Десять стихотворений».

Последняя декада декабря 1980 г.
Фрагмент. Бумага, тушь, перо.


Проводы
Серия “Рижские каникулы”
31х28,8 см.


Портрет Дудаса Майерса
Серия “Рижские каникулы”
1980 г. Бум., тушь, перо. 35х42 см.
На обороте:
«Latvia 1980 Dudas Maiers/Латвия 1980 Дудас Майерс».


Праздник.
1980 г.
Бум., тушь, перо.
31х24,5 см.


<Северная мастерская>
Ноябрь-декабрь 1980 г.
Бумага, тушь, перо. 21,3х29 см.


Лист рисунков и заметок, сделанных на репетиции в связи
с проведением вечера А.Блока в училище. (Фрагмент)
Около 11 декабря 1980 г. Бумага, чёрные чернила, авторучка.
19х27 см.


<Стихи>
Ноябрь-декабрь 1980 г.
Бумага обёрточная, акварель,
тушь, кисть, перо. 43х46 см.


Рисунок на 3 стр. письма 16 декабря 1979 г.
А.Колбасникову из Ставрополя в Алма-Ату.
Черные чернила, авторучка.
20,3х16,7 см.


Рисунок из письма 28 июля 1980 г.
Бумага, авторучка, карандаш.
29,8х41,7 см.

Выражаем благодарность другу Сергея Мягких –
Александру Колбасникову –
за помощь в публикации материала,
изображения © ГБУК СК “СКМИИ”

По этим ссылкам можно найти книги о художнике в формате pdf
“Сергей Мягких. Мир Светлого Художника” 1996
“Мастер и Ученик. В мастерской” 2002
Слово восхождения. Мой друг Сергей Мягких. 2009
“Автопортреты Сергея Мягких. Юбилейный сборник” 2012

Oct 22, 2012 | Art school, Gallery


Источник: http://www.sensunic.net/?p=9159

Выставка Сергея Мягких

«…Ах как хочется мне всем людям что-то доброе сделать. И долг это мой, и совесть. И дело мое!» – так написал в одном из писем ставропольский художник Сергей Мягких, ушедший из жизни тридцать лет назад. Накануне этой даты в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась персональная выставка «Делать жизнь с кого: Винсент Ван Гог и Сергей Мягких». В экспозицию вошли живописные и графические произведения, фотографии и документы, раскрывающие всю многогранность таланта художника.

Персональная выставка «Делать жизнь с кого: Винсент Ван Гог и Сергей Мягких».

Фото Лусине Варданян

Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Копия (собственность семьи С.Мягких).

Фото Лусине Варданян

У окна (Автопортрет).

Фото Лусине Варданян

Сергею Мягких еще не было и двадцати, когда он тяжело заболел. Трагедия случилась в 1981 году, он умер будучи студентом четвертого курса Ставропольского художественного училища. Но даже за столь короткий творческий путь, отпущенный судьбой, С. Мягких успел оставить яркий след в искусстве. Его письма, представленные на выставке, – зеркало беспокойной, искренней души: они наполнены глубокими мыслями о жизни и смерти, добре и зле, долге художника.

Свои чувства Сергей отражал в картинах, дневниках, письмах друзьям. «…Заматываюсь с училищем очень. Прихожу туда в семь, ухожу в двадцать часов. А между тем, хоть сильно я и устаю, все-таки счастлив… Представь, один находишься в аудитории. Все ушли. Аудитория пуста, свободна. Она твоя. Такой большой мастерской не было и у Ван Гога!..».

Художник, несмотря на жизненные трудности, умел наслаждаться красотой окружающего мира, так передавая свои чувства: «Красотища – эта весна на Ставрополье – что обалдеть можно. Небо какое-то необыкновенное, смотреть левым глазом – оно синее, смотреть правым глазом – оно шахназарское, а посмотреть двумя глазами – ух, бог ты мой, красота-а!».

Открывая выставку, директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая подчеркнула глубину произведений Сергея Мягких, говорила с восхищением о его таланте и невероятной работоспособности. Тепло вспоминали о художнике и его друзья – известный живописец и график Алексей Соколенко, председатель правления Ставропольской краевой организации Союза художников России Сергей Паршин. Ставропольский искусствовед Светлана Валуева тоже поделилась воспоминаниями о своем ученике:

– Сережа стал для меня настоящим открытием, вспыхнув, как яркая свеча. Его глубокий целостный мир привлекал неискушенного зрителя. Летом он как-то выставлялся в Ленинграде, – все десять дней посмотреть на картины Сережи бесконечным потоком шли люди и уходили в восхищении…

Исследователи не случайно проводят параллели между Сергеем Мягких и его кумиром, своего рода творческим ориентиром-наставником Винсентом Ван Гогом. На этом заострил свое внимание и дизайнер Александр Колбасников. Он так объясняет вневременную связь между столь разными, на первый взгляд, мастерами:

– Эта выставка-исследование дает возможность проследить скрытые, внутренние и явные сходства Сергея Мягких с Ван Гогом, несмотря на то, что жили они в разное время и в разных странах. Судьба голландского живописца драматична, его многостраничные исповеди, накал нравственно-этических вопросов привлекли юного художника из Ставрополя. На Сергея знакомство с творчеством Ван Гога произвело сильное впечатление и дало толчок духовному развитию. Думаю, нынешняя выставка стала свидетельством довольно прочных «отношений» ученика и наставника.

Внимание привлекает копия, сделанная Сергеем Мягких с «Автопортрета с перевязанным ухом и трубкой» самого Ван Гога: он так боготворил мастера, что создал «двойник» этой картины, вложив в него частицу своей души. И в графике Сергея отражен его собственный, неповторимый мир: у серии работ «Учитель и ученик» есть и другое авторское название – «Из иллюстраций к пароксизмам». У Даля слово «пароксизм» определяется так: «приступ, припадок болезни или сильной страсти». С помощью композиций «Учитель и ученик дома у умершей девочки-художницы», «Учитель и ученик в гостях у Матисса», «Беседа», «Путешествие во времени» и других художник представил целостную картину бытия. Однокашники Сергея вспоминают, что создавались эти работы буквально на одном дыхании. Исследователи логическим началом считают лист «Учитель и ученик дома у умершей девочки-художницы перед путешествием на тот свет». В сюжете Сергей Мягких объединил две близкие ему судьбы: любимого учителя Н. Калинского и юной художницы-современницы Нади Рушевой. Однако автфор не стремился к передаче точных черт героев: по замыслу художника, Ученик – это юный философ с чистым сердцем, постигающий секреты мастерства через творчество ушедших из жизни мастеров. Такое путешествие во времени он сам когда-то совершил к Ван Гогу.

Экспозиция «Делать жизнь с кого: Винсент Ван Гог и Сергей Мягких» предваряет большую выставку, которая откроется в следующем году. Как обещают организаторы, она будет вмещать практически все наследие художника-земляка. Также планируется издать книгу с его биографией, творческими работами, комментариями исследователей.

Лусине ВАРДАНЯН

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Культура
Источник: http://www.stapravda.ru/20110128/korotkiy_tvorcheskiy_put_stavropolskogo_khudozhnika_sergey_myagk_51013.html
Больше пикантного видео